В Российской Федерации действует государственная целевая программа «Доступная среда». Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада в наших населенных пунктах, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
Наименование показателя
|
Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Наличие - специально оборудованных учебных кабинетов, - объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
- Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. - Имеющиеся формы обучения: - по индивидуальному учебному плану, - при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано индивидуальное обучение на дому. - В образовательной организации возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. - Специально предусмотренные и оборудованные помещения: сенсорная комната. - Библиотека не укомплектована специальными адаптивно-техническими средствами для инвалидов («говорящими книгами» на флеш-картах и специальными аппаратами для их воспроизведения). |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации |
Для обеспечения беспрепятственного доступа в здания образовательной организации имеется пандус. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. |
Специальные условия питания |
- Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. - Лица с ОВЗ получают двухразовое горячее бесплатное питание. - Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. - Столовая расположена на 1 этаже. - Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. |
Специальные условия охраны здоровья |
- Здание МБОУ «Айская СОШ» оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями об опасности. - Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. - Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
- В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. - Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Айская СОШ» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. - Информационная база Школы оснащена: - электронной почтой; - локальной сетью; - выходом в Интернет; - функционирует официальный сайт.
- Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в каждом учебном кабинете, библиотеке, в компьютерном классе. - Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт. - В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски, наборы образовательной робототехники |
Электронные образовательные ресурсам, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
- В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет. - Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. - Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром. Электронные ресурсы: Порталы Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Электронные библиотечные системы и ресурсы Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании Единое окно доступа к образовательным ресурсам Каталог образовательных ресурсов сети интернет ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия Википедия: свободная многоязычная энциклопедия Коллекция видеоуроков по основным школьным предметам Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» Коллекция «История образования» Российского общеобразовательного портал Естественнонаучный образовательный портал Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» Образовательный портал “Культура письменной речи Энциклопедии, словари, справочники, каталоги Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн МультиЛекс Online: электронные словари онлайн Педагогический энциклопедический словарь Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники Русские словари. Служба русского языка Словари русского языка на портале «Грамота.ру» |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования |
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются Комплект оборудования для сенсорной комнаты Комплекс оборудования для кабинетов психолога и психомоторной коррекции Аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями ОДА, слабовидящих и слабослышащих детей |
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат |
нет общежития, интерната |
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
нет |
Нормативно-правовые документы
Государственная программа "Доступная среда"
Краевая программа "Доступная среда"
Соглашение о взаимодействии между Администрацией Алтайского района и МБОУ "Айская СОШ"
Приказ МБОУ "Айская СОШ" от 21.03.2014г. № 27 "Об утверждении Положения о ресурсной базовой школе"
Положение о ресурсной базовой школе
План мероприятий по реализации программы "Доступная среда" на 2013-2014г.г. в МБОУ "Айская СОШ"
Реализация программы "Доступная среда" в 2013-2014 учебном году
Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
В 2013 году в рамках реализации программы "Доступная среда" в школе созданы условия для инклюзивного образования.
Реконструированы полы и установлены пандусы
Оборудован кабинет психолога
Презентация оборудования по программе "Доступная среда"
Рекомендации учителям
Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы